Миланский собор

Миланский собор

milano_cathedral

Итак, к XIV веку все более значительным становится влияние готического искусства в Италии. Так называемая «пламенеющая готика» в ее характерном виде представлена в уже упоминаемом мной Миланском соборе. Это произведение строителей ломбардской школы, которое было задумано как типичная постройка поздней готики северного типа. Как и прочие готические соборы в Европе, миланский Дуомо должен был воплотить идею прославления и величия города, инициированную тогдашним правителем города Джангалеаццо Висконти. Епископ Антонио Салуццо благосклонно дал добро, и к постройке собора приступает в 1387 г. архитектор Симоне де Орсениго, сицилиец по происхождению.

История дальнейшего строительства весьма насыщенна – сначала планировали строительство из кирпича – перешли к кантолийскому мрамору, добываемому неподалеку. Проект начинал один автор – потом подключились другие мастера — итальянские, немецкие и французские зодчие. Не обошлось даже без участия Донато Браманте и великого Леонардо – достаточно неожиданным результатом экспериментов явился восьмиугольный купол.

Формально окончанием строительства собора считается 1572 г., в том же году он освящается кардиналом Борромео. Однако, в последующие столетия сооружение приобретает важные элементы, без которых его сложно представить сейчас –это шпиль с позолоченной статуей Богородицы, это металлическая лента вдоль входа – астрономические часы (XVIII в.), это удивительный ажурный фасад (XIX в.), который, по сути – уже неоготика.

И все же мы не станем отрицать, что собор в Милане — то, что мы ожидаем именно от яркого готического стиля – устремленность в небеса, удивительные витражи, изгибы стрельчатых арок и причудливые украшения шпилей.

Спустя несколько лет после начала строительства миланского собора власти Болоньи также не остались в стороне от желания создать нечто равное или даже превосходящее его. Деревянную модель новой церкви Сан-Петронио возвел Антонио ди Виченцо в 1390 г., постройка в камне приостановилась в 1400 году, но, даже оставшись незавершенной, она является одним из шедевров готической храмовой архитектуры.

Уникальными, не похожими на северные готические, порой мрачноватые и строгие конструкции, являются Дворец Дожей и дворец Ка-д’Оро в Венеции. Суровость и мощность этих построек разбавляют ряды хрупких стрельчатых арок, изящно украшенных и придающих праздничный вид.
Неотъемлемой частью готических соборов являются скульптурные изображения – это и украшение, и символический язык (которым мы уже не обладаем, но средневековый зритель считывал эти образы подобно тому, как мы читаем книги), и, в целом, это один их самых узнаваемых элементов готического стиля. В отличие от французской, итальянская готическая скульптура не делала акцент на богатом украшении фасадов и больше связана с внутренним декором. Еще одна характерная черта – заимствования из романской, восточной и византийских традиций – так велико еще значение античного прошлого! Например, в мраморных работах Пармского баптистерия упоминаемого ранее архитектора и скульптора Бенедетто Антелами ученые отмечают переход от романики к готике. А кафедра баптистерия в Пизе — первая церковная кафедра с изобразительным декором, выполненная Никколо Пизано, содержит и заимствования из античного декора, и византийские элементы, и влияние француской готики.

Гармонично дополняют друг друга и создают исключительный драматизм античные и готические элементы в оформлении кафедры в церкви Сант-Андреа в Пистойе, выполненные сыном Никколо Пизано – Джованни Пизано. Подобная ситуация встречается довольно-таки часто – в скульптурном оформлении соборов, выполненных Арнольфо ди Камбио, Лоренцо Майтани, Тино да Камаино, Филиппо Календарио, и у мастеров – предвестников Возрождения, среди которых Андреа Пизано. Но об этом подробнее – в следующий раз.

Ольга Семенищева

Отели гостиницы в Милане